Давно хотела побеседовать с одним из самых ярких представителей джазового направления Исфаром Сарабски. Но плотный график молодого пианиста никак не позволял сделать это. За это время у Исфара собралось большое количество новых проектов, концертов, он нашел себя в новых направлениях и накопил кучу впечатлений, которыми поделился со мной, а я, в свою очередь, делюсь с вами!
О том, что музыка и все, что с ней связано, были привиты Исфару с детства, я знала давно. Конечно, в такой атмосфере, среди оперных арий и виниловых пластинок, сам Бог велел стать музыкантом. Однако Исфар утверждает, что играет не только потому, что вырос в музыкальной среде, а потому что без музыки не может представить самого себя.
“Я пытался играть на пианино еще с двух лет, до того, как пошел в музыкальную школу. Вплоть до консерватории обучался как пианист- исполнитель, композицию академически никогда не изучал, однако много сочиняю и без этого тоже себя не вижу. Сейчас интенсивно работаю над новым альбомом. Это долгожданная история для меня, которой я уделил много времени и сил, хотя по административно-техническим причинам и пришлось ждать больше, чем хотелось бы”.
Рассуждая об игре и клавишах, Исфар придерживается правил старой школы: «В любом роде искусства нужно следовать обязательным стандартам, возвращаться к базе, началу начал, тем основам, которые позволили тебе когда-то стать музыкантом. Я очень часто, к примеру, играю гаммы, считаю это полезным техническим упражнением».
Однако Сарабски не такой традиционалист, каким кажется на первый взгляд. Он пробует себя в разных жанрах и создает правильный баланс между классикой и современными направлениями в музыкальной индустрии.
«Сейчас я работаю над разными интересными проектами. Планирую пару сольных концертов, а также джазовый проект с Дафером Юсефом. Наряду с этим - тур по Европе с Раином Султановым, где играю одновременно и на рояле и на органе – такой концерт исполняется в церквях, соборах, капельхаусах и несет тем самым особую энергетику как для зрителей, так и для исполнителя. Помимо этого, я увлекся новым для себя направлением – электронной музыкой.
Когда эта субкультура только начинала зарождаться, я, как преемник классической музыки, не до конца ее понимал, что и побудило, собственно говоря, здоровый интерес – мне захотелось разобраться в ее корнях и расставить все по полочкам. Я сказал себе: «Почему бы и не попробовать?». И что вы думаете? Оказалось, это совсем не просто! Так началась моя история с электроникой – я стал общаться с артистами в этой области, электронщиками, понимать, как это работает, приобретать аппаратуру. Таким образом, через желание познать и научиться родилась идея совместить эту электризующую танцполы музыку с мелодией и гармоникой».
На вопрос о том, как переключаться с гармоничных импровизаций на подвижную электронную музыку, Исфар отвечает аллегоричным объяснением о двух дверях одного коридора. «Нужно просто уметь переключаться – выходить и заходить заново, как входишь в два по-разному обставленных дома».
Кажется, что в таком балансе пребывает организованный молодой пианист с четким графиком, но Исфар признается, что с часами не дружит, и иногда музыка его настолько поглощает, что он не знает, какое сегодня число или день недели. Тогда он ищет энергию в чем-то другом, будь то люди, путешествия, новые ощущения.
«Переутомление может выбить меня из колеи, и у меня может не быть настроения, ничего не получается без особой причины. В таких случаях спасает вечер в хорошей компании, поездка или поход в музей. А иногда, знаете, могу просто играть весь день в PlayStation. Или играть в футбол не в компьютерных играх, а по-настоящему, один раз в неделю. Вот такой мальчиковый, абсолютно далекий от духовности перерыв, когда ничего не хочется делать, кроме этого, ничего, как говорится, «не идет». Из такой схематичности потом легко делать шаг вперед, к «высокому», вот этот контраст для меня и есть баланс».
«Творческому человеку нельзя замыкаться в своей стихии, нужно быть открытым. Я черпаю энергию из всего того, что меня окружает: природа, кино, новые знакомства, новые основы. Это и есть фантазия, отсюда рождается видение, которое дает возможность импровизировать в творчестве. И, конечно же, одной из самых сумасшедших, вдохновляющих энергий является любовь. Любая муза, которая тобой движет, будь то человек или неодушевленный предмет - новое понятие. Позволить себе упасть и быть полностью «накрытым» - это неописуемо и, самое главное, неповторимо. Позже, прослушивая, что я играл в такие периоды, я не всегда понимаю, что хотел передать. Тот поток, который живет в эти моменты в сочетании с творчеством, – безумие! У этого есть и обратная сторона, так как боль рождает такие же сильные чувства в творчестве, которые, наоборот, тяжело создать, когда вокруг поют птицы. Это такая же своего рода фиксация как фотография – во второй раз эту эмоцию, в моем случае – музыку, не воспроизвести».
Слушая рассказы Исфара об эмоциях в игре, хочется попросить его сесть за инструмент, ведь он, как и любой другой пианист, говорит на языке нот.
«Это целиком и полностью мой мир, и я не совру, если скажу, что пальцами, прикасающимися к инструменту, я выражаюсь гораздо лучше, чем произнесенными словами. Даже то, что я сейчас говорю об этом, есть всего лишь слово, по сравнению с тем, как я чувствую, когда играю. Я просто делаю это, и мне хорошо».
Конечно, всем интересно, что у пианиста в play list в его обыденной жизни. Оказалось, что помимо любимого Брэда Мелдау, зайдя к Исфару в студию, можно услышать рок – Led Zeppelin и RadioHead. В целом он уважает исполнителей, которые развиваются вместе с прогрессом музыки, создают что-то новое и идут в ногу со временем. Так или иначе, открытый ко всем жанрам джазмен не проводит ни дня без музыки. И вот как выглядит его идеальный день: «Проснуться рано – для меня это часов 10, чтобы вы понимали. Проснувшись, хочется увидеть близких людей, тогда день обязательно будет хорошим! Почитать новости, узнать, что произошло в мире нового и хорошо позавтракать. Я любитель эстетики в еде – должно быть вкусно и красиво. Идеально было бы в такой день встать из-за стола с чувством легкого недоедания и отправиться на тренировку, часам к 12. Раньше я не уделял спорту должного внимания, а теперь понял, что без этой физики далеко не уйдешь! А потом заниматься музыкой! Играть и играть в мастерской до вечера, ну и вечер провести за ужином в хорошей компании, сходить в театр или в кино, познакомиться с новым человеком или узнать что-то новое. Перед сном, как это не удивительно, заканчивая день, хотелось бы что-то исполнить. Я люблю играть ночью.»
«Читателям я хотел бы передать такой же посыл, какой я исполняю своей игрой – чувствовать и радоваться тому, что есть вокруг. Вокруг уйма того, из чего можно получать эмоции! И если вдруг что-то пошло не так, обязательно постараться это преодолеть, идти дальше, не уставая творить добро!»
Source: http://www.nargismagazine.az/68637